Место проведения
Название галереи: Галерея «ФотоДепартамент»
Начало: 29.06.2014
Окончание: 31.08.2014
Страна: Россия
Город: С.-Петербург
Адрес: ул. Восстания, д. 24, второй двор, пространство «Флигель»
График работы: вход на открытие свободный, в остальные дни — 50 руб.
Дополнительная информация: fotodepartament.ru/?p=15639
// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //
Образовательная программа «ФотоДепартамент.Институт» представляет групповую выставку молодых фотографов «Не[свое]временное».
Открытие выставки: 29 июня (воскресенье), 18:00.
Участники: Наталия Балута (Москва), Филипп Белобородов (С.-Петербург), Алексей Боголепов (С.-Петербург), Анастасия Богомолова (Челябинск), Дарья Гонцова (С.-Петербург), Андрей Иванов (Москва), Алла Мировская (Москва), Евгений Молодцов (С.-Петербург), Наташа Подунова (Екатеринбург), Мария Сакирко (Москва), Елена Холкина (Москва), Елена Чурикова (Москва), Федор Шклярук (Москва), Катя Юшкевич (С.-Петербург).
Куратор выставки: Надя Шереметова («ФотоДепартамент»).
***
В русском языке есть давняя грамматическая дилемма, которую предлагалось разрешить, сделав выбор в пользу одного или другого значения путем добавления одной запятой — фраза «Казнить нельзя помиловать» полностью переворачивает свой смысл в зависимости от поставленного знака препинания и дает волю действию, решающему чью-то судьбу. Не так изящно, но, надеемся, не менее ёмко и многослойно мы постарались зашифровать в названии выставки вектор размышлений о времени, в котором себя находим сегодня, которое еще помним, а также те коллективные места памяти, через которые удается хоть немного понять настоящее «здесь и сейчас». Художник всегда чувствителен ко времени, в котором живет, и его способность выбрать нужный акцент может опередить общую чувственность и вектор понимания того или иного периода истории.
Размышляя над тем, что для нашей страны является корневым, исконным и непреходящим, мы, группа фотографов из разных городов, инициировавшие этот проект, начали исследовать вопрос с разных сторон. Окунувшись в историю, оказалось, что в России невозможно выявить одной большой идеи, потому что каждый эволюционный сдвиг сопровождался привнесением чего-то извне, что крепло и развивалось на местной почве, вспыхивая яркими вспышками, — как авангард в искусстве начала XX века или «традиционная» русская матрешка. Открытость культуры вовне, как ни странно, во все периоды истории способствовала её обогащению и самобытности.
Мы изучали социологические исследования, охватывающие последние 100 лет истории страны, три исторических и идеологических режима, две революции, разные типы примет времени и формирующиеся на этих этапах черты русского характера. Мы шли беседовать с незнакомцами и вели собственные наблюдения, в которых фотография оказалась более способной, чем невооруженный взгляд или язык, проявить противоречия и единство современного общества, которые сложно принять и сформулировать словами.
То, что можно назвать очевидно объединяющим всех нас, — это территория, геополитически называемая Россией. Её мы знаем через карту, висевшую когда-то на стене у родителей и перешедшую к нам по наследству. Мы, скорее всего, не будем знать по имени своего соседа по лестничной площадке, но будем, раздираемые противоречием, чувствовать единение с туристом, кричащим на Дворцовой площади «Тагииил». Потому что, родившись в пределах этих культурных, языковых, географических, нравственных, наконец, границ, как-то автоматически получается осознавать себя частью огромного пространства, где Дальний Восток, находясь на противоположном его конце, как никогда близок в своей с нами [одно]временности. В бесконечно разобщающей нас, жителей одной страны, дали стремлений, повседневных действий, отношений друг к другу, горизонта, в конце концов, во всех его значениях, проявляется общая территория, где противоречия свой/чужой, далеко/близко, чудеса/действие, дурак/герой давно сформировали русского человека, проявив одно из важных, подмеченных исследователями, качеств — дуализм русской души.
Мы пытаемся нащупать общее пространство опыта. Выставка — это попытка определить общее поле, которое больше, чем предлагаемая каждому поколению идеология, определить мечту о стране, которую каждый носит внутри себя. Это беззвучное понимание, в большей степени, будет связано с понятием дома, с воспоминаниями о детской площадке во дворе; богатой культуре, которую помним по текстам из учебников, картинкам из альбомов, которые копились дома, или походов в музеи; с запахами с кухни и наполненными желанием жить застольями, собирающими за одним столом разные поколения семьи и друзей. Мы исследуем идеологическое, историческое и личное пространства, выявляя то, что формирует историю через забывание — возможно, важные ритуалы и пункты, на которых сообщество, порой забывающее в чем их единство, себя опознает. Что-то из этого нам хочется понять, что-то — сохранить и перенести в свою часть времени, сделать [свое]временным — своими в отведенном нам времени. (Надя Шереметова)