// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //
Когда-то на стенах Голландского зала на втором этаже павильона «Адмиралтейство» висели гравюры с видами английских усадеб, которые доставили Екатерине II архитекторы Василий и Петр Нееловы, отправленные императрицей в Англию «для лучшего успеха в знании и примечании к пользе садов». Эти графические листы послужили им и августейшей заказчице своего рода шпаргалками (или источниками вдохновения): как можно и в Царском Селе обустроить парк нового типа, где на лоне «естественной природы» путник, созерцая различные павильоны, руины, беседки, мог предаваться «воспоминаниям» об античности, средневековье, дальних странах.
На выставке «Сочиненные пейзажи» двенадцать факсимиле гравюр из коллекции музея-заповедника вовлечены в диалог с современными фотографиями царскосельских парков, сделанными замечательным петербургским мастером Юрием Молодковцом. В последние годы он много экспериментирует со съемкой в инфракрасном свете. На таких фотографиях растения получаются светлыми, а не темными. При длинных выдержках траву и деревья, которые колышет ветер, словно окутывает вата, а если они остаются неподвижными, то на них как будто проступает изморозь. Многие запомнили эти удивительно поэтичные эффекты по выставке Молодковца «Павловск. Серебро», с успехом прошедшей в 2011 году во Франции и в России.
Новая серия показывает английские парки такими, какими они должны быть в идеале: живописными, образовательными и… безлюдными. В Царском Селе летом подобная роскошь кажется труднодостижимой, но магия фотографий такова, что хочется немедленно оказаться в том сочиненном пространстве среди старых деревьев, павильонов, скульптур, в залитом белым светом саду, прекрасном и пустынном как сон.
Юрий Молодковец: «Этот проект готовился в течение нескольких лет. Когда-то, вдохновленный легендарными фотографиями Бориса Смелова, снятыми на инфракрасную пленку, я попытался продолжить его опыты в восприятии города, потом появилась идея запечатлеть драгоценное ожерелье императорских парков вокруг Петербурга. Жанр пейзажа для меня является самым скучным, но все меняется, как только в пространстве появляется архитектура и скульптура. Тут начинается не просто удовольствие, а наслаждение от «вписывания» одной сущности в другую, от поиска красоты и гармонии в прямоугольнике видоискателя. Все становится моими инструментами: солнце, облака, ветер и, конечно, камера на штативе с инфракрасным фильтром. Это удивительно легкий способ ускользнуть от сиюминутности жизни и оказаться не только вне времени года, но и вне эпохи».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: