// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //
Нет ничего хуже, чем резкая фотография с нечеткой идеей.
Ансел Адамс
Если фотоснимок показался вам недостаточно резким и четким, присмотритесь внимательнее, вероятно, его смысл сокрыт не в резкости изображения.
Неизвестный фотограф ХХ века
Примеров подобных рассуждений и выводов можно привести множество, но даже все они, собранные воедино, не смогут дать зрителю тех простых и емких впечатлений, которые он сможет получить, созерцая камерную выставку фотоснимков, сделанных Александром Рощиным с помощью простейшего однолинзового объектива — монокля.
В современную эпоху невероятного технического прорыва, когда фотографировать стало возможно практически любым электронным устройством, когда оптическое и техническое совершенство достигло невиданных прежде пределов, когда на Земле и в космосе сфотографировано практически все видимое и невидимое, в истории фотографии настает время для исповеди. Лаконичные и бесхитростные сюжеты, апеллирующие к духовным ценностям, к простым и понятным в любом конце света человеческим отношениям и чувствам, несущие душевный покой и повествующие о непреходящей красоте окружающего мира, — такими предстают серии работ Александра, сделанные на Псковщине, в Болдино, на Соловецком архипелаге и в Ленинградской области.
Александр Рощин по профессии фоторепортер. В его работе необходима точность, быстрота и резкие четкие фотоснимки с интересным сюжетом и композицией. Таких кадров у автора немало. Тем более удивительно его обращение в новом веке к архаичной мягкорисующей оптике, в частности — моноклю.
«Окружающий нас мир удивительно богат и разнообразен. Многочисленные попытки современников его дополнить и приукрасить своими собственными фантазиями вызывает у меня глубокое сожаление. Оглянуться вокруг, увидеть и почувствовать совершенство во всех его проявлениях — это и есть подлинное искусство. Настоящие фотографии не рождаются за доли секунды, поиск тем и сюжетов идет годами. Откровения случаются внезапно и неожиданно, словно послание свыше. А, впрочем, так оно и есть. Время вдруг останавливается, огромный мир сжимается до лаконичного и емкого сюжета, и если фотограф готов, в этот момент происходит рождение снимка. Снимка уже готового, поскольку далее идет вполне банальный технический процесс его переноса на плоскость фотобумаги…» — рассказывает Александр о своих работах.
Под паранджой художественности в большинстве снимков автора убедительно просвечивает зрелое ядро реалистичной документальности и драматическая правда жизни. Его фотографии документальны по природе, лиричны по содержанию и романтичны по технике выполнения. Они так похожи на самого Александра.
Несмотря на видимое техническое родство, серии работ и отдельные фотографии, безусловно, несут различное эмоциональное звучание, подчеркнутое тончайшей световой нюансировкой и цветовой гаммой. Цвет в работах Александра порой эфемерен и почти невидим, порой насыщен и густ, а в серии «Соловецкая исповедь монокля» полностью растворяется в черно-белой воздушной тональности, подчеркивая классический процесс пленочной фотографии. Цифровая и классическая черно-белая фотография в экспозиции без антагонизма соседствуют рядом и благодаря своей различной природе благотворно дополняют друг друга.
Если в изображении мы находим глубокое содержание, не так уж важно, резко оно или слегка размыто, сделано на фотопленке или на матрице, размером со стену или почтовую открытку.
Член ассоциации искусствоведов Татьяна Гаврина
Сложный анастигмат фокусирует лучи света, простой монокль рисует картину мира.
Неизвестный фотограф ХХ века
***
На этот раз мне захотелось поделиться с поклонниками светописи теми фотографиями, которые накопились в творческом архиве. Отобрать лучшие снимки самому — дело весьма непростое и даже рискованное. Только Время, Зритель и Его Величество Случай в итоге решают судьбу каждого снятого кадра. Главное достижение фотографа — представить свои работы на их строгий Высший суд.
Во время фотосъемок я стараюсь придерживаться основного правила, делать фотоснимок не для себя, не для потенциального зрителя, но для того, кто даровал мне эту замечательную возможность. Рассказать фотографией не о себе и своем внутреннем мире, а о том, что в окружающем мире по-настоящему захватило и увлекло.
В этот небольшой выставочный буклет впервые вошли полные версии фотосерий «Гороховецкие откровения монокля», 2012 год; «Осень в Болдино», 2012 год; «Соловецкая исповедь монокля», полностью отснятая на малоформатную фотопленку в 2013 году. Изобразительный ряд дополнен разнообразными снимками, сделанными посредством монокля за последние 10 лет. Пришлось на время отложить в сторону большое количество интересных фотографий о Петербурге, Ладожском озере, природе Ленинградской области. Мне кажется, это тема для отдельного издания и над ним еще стоит как следует поработать вместе с моим неутомимым единомышленником — моноклем.
Член Союза фотохудожников России Александр Рощин
Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».