// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //
22 декабря в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка произведений Сергея Гусарина «В лабиринте смыслов». Вниманию зрителя представлено около 100 произведений графики, живописи, иконописи и фотографий.
Сергей Гусарин родился в 1962 году в Рыбинске. В 1979-м поступил в Ярославское художественное училище, занимается живописью, графикой, освоил искусство художественной фотографии. Уже в этот период начинает складываться его оригинальный стиль, в котором неожиданно, но гармонично соединились реалистическое и сюрреалистическое начала, живописная и графическая техники.
Склонность к постоянному поиску в искусстве привела С. Гусарина в Рыбинский театр кукол, где с 1986 по 1989 годы он был главным художником. В 1989-м художник занялся реставрацией древне-русской живописи (икон). В 1994 году создал иконописную мастерскую «Лик», сегодня известную в России и за рубежом. В 2007—2010 годах возглавлял Рыбинское отделение Союза художников России. С 2011 года является членом Творческого союза художников России.
Сергей Гусарин постоянно участвует в городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставках. Его произведения представлены в Рыбинском музее-заповеднике, частных коллекциях России, Германии, Франции, США и других стран.
Сергей Гусарин всегда воспринимал творчество как способ постижения смысла бытия, Бога, окружающего мира и себя самого.
С начала 1990-х художник много работает с натуры — прежде всего, как график и фотограф. Поездки на Байкал, Валаам, академические дачи им. И.Е. Репина в Вышнем Волочке и имени Д.Н. Кардовского в Переславле дают ему ключ к соединению живой природной детали и отвлеченной абстракции. Со временем С. Гусарин постепенно, но основательно изучил языки других видов искусств, что дало ему свою «оптику» видения темы и предмета. Из этой разноплановости взглядов часто и рождается образ, который автором долго вынашивается и затем воплощается в графической, живописной и даже фотографической работе.
В причудливых лабиринтах сухой травы, в извивах древесной коры, изломах сухих веток, в кипарисовых поленьях он улавливает скрытые от человеческих глаз миры, живущие по своим временным законам.
В 2012—2015 годах художник создает серии живописных, графических, фоторабот и арт-объектов, наиболее значимые из которых составили основу выставки. Работы «Праотец» и «Праматерь» можно назвать ключевыми произведениями экспозиции.
Графические произведения Сергея Гусарина изысканны по форме, полны света, созерцательны, но внутренне очень динамичны. Вглядываясь в работы художника, начинаешь улавливать это внутреннее движение времени, пульсирующего в кажущейся неподвижности предмета, раскачивание маятника и видеть, как на камнях появляются мелкие трещины, как деревья покрываются мхом, а сквозь крыши заброшенных домов начинают прорастать деревья. Эта образная символика нашла выражение в серии графических работ «Тайна закрытых дверей», вызвавшей особый интерес и у широкой зрительской аудитории, и у профессионального сообщества. Серия «Сухие листья» — это своего рода история человечества в нескольких всеобъемлющих знаках.
В работах живописной серии «Окаменевшее время» иллюзорность соседствует с реальностью, статуарная монолитность с невесомостью и ураганом. Каждая работа эстетически завершена, при этом в ансамбле с другими обретает новые смыслы. Работы подчеркнуто диалогичны: у зрителя — широкое поле для интерпретации.
С помощью фотографии Сергей Гусарин стремится почувствовать не только сиюминутность времени, но и его растворение в бесконечном. Эта двойственность по-своему осмысляется в серии «Магия воды», дающая зрителю возможность заглянуть в иное измерение. Такой же границей, как водная гладь, оказывается для художника и городская среда, увиденная в непривычном ракурсе и отразившаяся в серии урбанистических пейзажей.
«Время — понятие многозначное, — говорит Сергей Гусарин. — Безусловно, оно связано с историей, с жизнью и смертью. Однако они относительны: достаточно взглянуть на столетнее дерево и сухой лист. Первое еще живо, но время наложило на него свой отпечаток: ствол дерева покрыт рытвинами, похожими на морщины древнего старика. А лист уже оторвался, засох, но не исчез. Он продолжает жить своей неведомой жизнью, такой же непостижимой и насыщенной, как и прежняя. Просто его время стало другим...»
Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».