// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //
Выставка впервые в Екатеринбурге представляет современную фотографию Аргентины. Аргентинский куратор Андрес Дюпра пригласил семь авторов, в том числе самого знаменитого в мире аргентинского фотографа Алехандро Часкельберга. Работы объединены главной идей, но в тоже время выставка показывает, как в современной фотографии изменилось традиционное понимание жанров пейзажа, портрета или уличной фотографии. Экспозиция складывается в поэтическое повествование об Аргентине, о жизни людей, их обычаях и особенностях. Выставка предоставлена Центру фотографии «Март» Посольством Аргентины в Российской Федерации.
У каждой страны есть набор популярных брендов, который определяет ее имидж в мире. Для Аргентины это танго, футбол, вино и национальные парки. Но подлинная жизнь людей непохожа на туристический путеводитель. Подзаголовок выставки «Человеческие пейзажи» говорит о том, что ее авторов в первую очередь интересует преобразованное и измененное человеком пространство, мир людей и культуры. Изнутри особенности страны понимаются иначе, чем при взгляде со стороны. «Аргентина, как и любая нация, скрывает свою загадку под видом парадокса, — пишет в каталоге выставки Гильермо Давид. — Этот парадокс история представляет как борьбу между периферией и Буэнос-Айресом, или, в более широком смысле, между сельской местностью и городом». Эта мысль стала отправной точкой для куратора выставки.
Аргентина считается самой европейской из латиноамериканских стран. Политика поощрения иммиграции и кровопролитные войны с индейцами привели к формированию нации из потомков испанцев, итальянцев, французов и других европейских народов. Индейский компонент в составе населения и культуре страны относительно невелик. Характер аргентинцев символизируют небесно-голубой и белый (серебряный) цвета национального флага, противоположные по темпераменту зеленым и желтым цветам флага соседней Бразилии.
Аргентина считается самой европейской из южноамериканских стран. До 80% аргентинцев живут в городах и из них более 12 млн (1/3 от всего населения страны) — в Буэнос-Айресе. Аргентинской столице отведено на выставке центральное место. Перед фотографом, который снимает на улицах мегаполиса, стоит сложная задача передать эмоциональное ощущение от города с его нескончаемым броуновским движением людей и машин, со смешением бедности и богатства. Подлинный герой таких фотографий — улица как квинтэссенция стиля жизни и проблем современного человека. На выставке зритель соприкоснется с разными обликами Буэнос-Айреса: непредсказуемым, романтичным и опасным ночным городом на фотографиях Николоса Яновски и городом в чем-то смешных, в чем-то неприкаянных персонажей на снимках Луиса Абади и Росаны Шойхет. Одна из стен экспозиции покрашена в яркие цвета палитры художника, отсылающие к атмосфере богемного района Ла Бока.
Основной мотив творчества Гонсало Маджи — места внутреннего затворничества, куда заключают себя городские жители. Его фотографии могут показаться обыденными, однако они представляют собой тщательно продуманные постановочные сцены с неочевидным смыслом. Герои погружены в личные драмы, под кажущимся спокойствием скрыто напряжение. Потерянные в огромном городе одинокие персонажи представлены в домашней обстановке, но Маджи изображает момент накануне развязки того или иного события.
Поскольку автор одновременно фотограф и режиссер игрового кино, то в его работах тщательно выстроены мизансцены, где нет случайностей и продумана каждая деталь. Однако, в отличие от кино, время в фотографии остановилось и неизвестно, что же произойдет дальше. Почему мужчина стоит перед пустым бассейном на фоне бедного промышленного района Буэнос-Айреса? Зачем молодой человек забирается на лестницу и почему большое черное пятно нависло над ним, как Рок? Фотографии Гонсало Маджи похожи на миниатюрное кино с открытым финалом.
Аргентинская провинция — это пустынные степи (Пампа), предгорье Анд и бассейн реки Парана. «Большая река» (так Парана переводится с индейского) стала темой фотографий Алехандро Часкельберга и Лауры Глусман. Героями фотографий Часкельберга стали рыбаки, рабочие, фермеры на островах дельты Парана. Он фотографировал дома на сваях, перевозящие продукты лодки, покосившийся причал и подобные вещи. Работы, как правило, названы профессией героя — «Охотник», «Капитан», «Парагваец» (можно понять как «гастарбайтер»). Личность исчезает в его фотографиях, вытесненная маской социальной роли.
Однако фотографии Часкельберга очень интересны по своему художественному решению. Их отличают насыщенные цвета, блеск и мерцание изображения, создающие особую фантастическую атмосферу. Он снимает постановочные портреты на камеру большого формата, используя естественный ночной свет полной луны и дополнительное осветительное оборудование. Время экспозиции занимает от 5 до 10 минут, в силу этого фотографии статичны и неторопливы. Главная тема фотографа — время или, вернее сказать, временность: мгновение, отведенное человеку, соткано из ожидания и одиночества, протекающего в бесконечном течении реки времени.
Уклад жизни в провинции Сальта, о которой рассказывает в своих работах Флоренсия Бланко, не похож ни на Буэнос-Айрес, ни на берега реки Парана. Этот край, расположенный в горах на северо-западе Аргентины, несколько столетий назад процветал, но сегодня превратился в бедный регион без надежды на будущее. В одном из интервью Флоренсия Бланко призналась, что ее интересуют «вещи на последнем пределе». В каждой из таких вещей она как будто видит метафору Сальты. Поэтому Флоренсия снимает вызывающие ностальгические чувства интерьеры или портреты людей прошлых поколений.
«Детство я провела в деревне и думаю, что причиной моей любви к фотографиям, раскрашенным масляными красками, стала наша жизнь в старых провинциальных домах, — рассказывает фотограф. — Раскрашенные маслом фотографии часто становились одним из способов отдать дань уважения усопшему родственнику. Также иммигранты делали такие портреты на память для своих родителей на другом конце света. Смерть и разлука сопровождали эти фотографии с самого начала. Возможно, именно поэтому они меня всегда так завораживали. Я вернула к жизни эти портреты, придумав для них новое время и пространство».
Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».