Текст Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Это только означает, что нам просто повезло, и особенно тем, кто не был в горячих точках, не видел, как оружие убивает, сам не убивал и никак не пострадал. Тем не менее оружие существует и играет в мире свою особую жестокую роль. Оно решает проблемы — финансовые, религиозные, расовые. Оружие влечет к себе обаянием смерти, запахом масла и пороха, холодностью и тяжестью стали. Механизм, который может покоиться годами без звука и движения, но который за долю секунды способен лишить человека жизни. Восторженное опьянение, которое оружие способно доставить его владельцу, по силе ощущений сравнимо с пиковой точкой сексуального действия — оргазмом. Поэтому нередко на вопрос «что тебе больше нравится?» отвечают — «секс и оружие». Однако эта иллюзия мгновенно разрушается, как только человек увидит смерть, то главное, ради чего оружие и создается, а это зрелище никогда не может доставить наслаждение.
Фотограф Хэди Си/Hady Sy вырос в ливанском Бейруте, в стране, где оружие и военные являются частью повседневной жизни — с утра до вечера. Отправившись путешествовать по миру, Хэди Си нигде не чувствовал себя комфортно. Наполовину ливанец, наполовину сенегалец, он был слишком белым для чернокожих и слишком темным для белых. И только в Нью-Йорке, этом многонациональном «яблоке», он почувствовал, что может больше не переживать по этому поводу. Здесь все смешалось — расы, религии, этнические принадлежности, языки и проч. Казалось, Нью-Йорк стал тем городом, где можно жить бесконечно долго и беззаботно. Но эта сказка продлилась только до 11 сентября. После события 9/11 Хэди Си понял, что рухнул последний оплот мира, символ безопасности, это была атака на каждого жителя Земли.
Фотографии из серии «Not For Sale» демонстрировались в прошлом году в Перпиньяне (Франция) на выставке фотожурналистики Visa pour l'Image. Рентгеновские лучи позволяют проникнуть внутрь оружия, показать все детали механизма для умерщвления людей. Таким беспристрастным способом фотограф достигает потрясающего эффекта — чем больше вглядываешься в нюансы конструкции, тем сильнее начинаешь ненавидеть оружие.
В других работах (серия «In God We Trust») представлены рентгеновские снимки людей. И что получается? «Мы все подобны, — говорит Хэди Си, — евреи, христиане, мусульмане, белые, темнокожие, арабы, африканцы, европейцы, блондины, голубоглазые и проч. Освобожденный от внешней оболочки, человек становится неузнаваемым. Мы все боимся различия. Но действительно ли мы настолько отличны? Вы можете по моему скелету сказать о моей этнической принадлежности?».
Фотограф намерен бороться. Но не с оружием в руках, а с помощью искусства: «Мое искусство — мое оружие»/«My art is my weapon» — таков его девиз. «Бороться с терроризмом, несправедливостью, войной, религиозной дискриминацией, расизмом и всем тем, что искусство способно преодолеть». И эта борьба только начинается.
F&V
Все фотографии: © Hady SY/2e Bureau
Дополнительная информация: www.visapourlimage.com; www.hadysy.com