Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Чем больше я узнавал в процессе подготовки этого материала про австралийского фотографа Стивена Дюпона/ Stephen Dupont, тем больше убеждался, что он — удивительно сильная, цельная и духовно богатая личность. Даже его ответы на вопросы я бы назвал лучшими за всю историю моих материалов про фотографов. На каждый вопрос он старался дать исчерпывающий ответ, при этом за счет не объема, но остроты мысли. Признаюсь, неожиданно я подумал про Джеймса Нахтвея. А стоит ли их сравнивать? Скорее, оба несут в себе сильный нравственный стержень.
Стивен Дюпон родился в 1967 году в Сиднее, Австралия, и к настоящему времени полностью состоялся как фотограф мировой величины. Хотя лично мне все равно хочется назвать его молодым автором, чтобы тем самым пожелать ему преумножить свое фотонаследие в несколько раз. Творческую карьеру начал в 18 лет. «Я стал выезжать из страны, и со мной была старенькая камера Pentax K1000. Фотография означала для меня окно в мир — новые места, люди и культуры. Мне нравилось ощущать себя свободным писателем визуальных рассказов. Не только быть путешественником, но документировать жизнь и порой выступать свидетелем истории, происходящей перед объективом. Это давало ощущение невероятной свободы. Мне нравится фотографировать, потому что в результате создается очень мощный эффект присутствия.
Фотография хватает вас за горло и заставляет чувствовать и воображать. Она дает мне то, на что не способно любое другое визуальное искусство, — нечто реальное, таинственное и всегда удивительное». Фотограф прошел, наверное, почти через все горячие точки мира последних двадцати лет: Афганистан, Ирак, Ангола, Сомали, Руанда, проч. В списке изданий, где публиковался, представлены все крупные медийные бренды: The New Yorker, Aperture, Newsweek, Time, GQ, Esquire, проч. Персональные выставки проходили в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сиднее, Канберре, Токио, Шанхае, в рамках фестивалей Visa pour L’Image, China’s Ping Yao и Noorderlicht. Первые места в конкурсах World Press Photo, Pictures of the Year International, Australian Walkleys, Leica/CCP Documentary Award; приз Bayeux War Correspondent’s Prize, премия Роберта Капы, грант Юджина Смита, стипендия гарвардского Музея археологии и этнологии (2010). Работы хранятся в коллекциях галерей и библиотек Австралии, США и Германии. Пожалуй, на этом я прервусь — перечислять регалии Стивена можно бесконечно.
Самой авторитетной фигурой для Дюпона является Юджин Смит. «Он был мастером по фотографированию человечности, человеком вне вербального мира. Когда я был молодым фотографом, меня вдохновили его видение и все его достижения в черно-белой фотографии, он сделал для меня мир цвета обыденным и неинтересным. Я купил подержанную камеру Leica M3 с 50-миллиметровым объективом и, как ребенок, начал делать первые шаги. Фотография превратилась в навязчивую идею, а работы Юджина Смита стали идеалом, к которому надо стремиться. Их нельзя смотреть быстро и легко, они требуют абсолютной концентрации и времени для понимания. Я пристально смотрел на них, изучал, осмысливал, находясь почти на грани разумного, и задавал себе вопрос — как такой гений вообще мог появиться? Юджин Смит выступал для меня духовным ориентиром, беззвучным наставником, который ввел меня в прекрасный и сумасшедший мир фотографии. В конце концов, когда я получил грант, названный в честь его имени, было ощущение, что он крикнул мне в лицо: “Мне нравятся твои работы!”» Тем не менее кроме Юджина Смита фотограф отмечает такие важные для него имена, как Роберт Франк, Уильям Кляйн, Йозеф Куделка, Дон МакКулин, Роберт Капа, Джеймс Нахтвей и Джим Голдберг.
В работе Стивен Дюпон использует прежде всего пленку и камеры Leica MP, Leica M6 и M4-P, а также широкоформатные аппараты Polaroid Land Camera, Hassleblad X-Pan и Rolleiflex 6x6; при необходимости берет цифровой Canon EOS 5D Mark II.
«В основном, я проявляю пленки самостоятельно, делаю контрольные отпечатки, отмечаю лучшие кадры красным маркером и затем несколько раз просматриваю работы перед тем, как сделать окончательный отбор. После этого печатаю небольшие рабочие карточки и раскладываю их на полу — так мне легче оценивать съемку. Вообще, мне нравится процесс отбора, поскольку в нем есть фактор неожиданности». Говоря об идеальной фотографии, том уровне, к которому следует стремиться, Стивен Дюпон поясняет, что изображения должны не только рассказывать историю того, что имеет место быть (событие, человек), но представлять зрителю больше информации. Хорошая фотография должна говорить и про автора изображения, чтобы люди не только воспринимали картинку как таковую, но и получали ощущение, пережитое самим фотографом.
«В фотографии я пытаюсь показать больше, чем можно увидеть с первого раза, поэтому во время отбора ищу снимок, где присутствует не только очевидный сюжет, но и другие истории, которые происходят в пределах картинки».
Своей лучшей работой Стивен Дюпон называет последнюю. В настоящее время он занимается глобальным проектом в Папуа — Новой Гвинее по заданию гарвардского Музея археологии и этнологии. Тем не менее в творчестве фотографа можно отметить несколько важных вершин: проект, посвященный Афганистану; книги «Steam: India’s Last Steam Trains» (1999) и «Fight» (2003), последняя посвящена борцам со всего света. Отдельно стоит сказать про крупноформатные портреты членов бандитской группировки «Красные дьяволы»/Kips Kaboni, которая базируется в криминальной столице Папуа — Новой Гвинеи, городе ПортМоресби, и является одной из крупнейших в стране. В 2004 году Стивен Дюпон прожил несколько недель в этой рэскол-банде, в результате чего появилась уникальная портретная галерея.
Все, что происходит в мире, не может не оказывать влияния на фотографов, которые, по мнению Стивена Дюпона, сегодня больше, чем просто «люди, которые делают снимки». Они и писатели, и режиссеры, и звукооператоры. И тем не менее правило для тех, кто хочет состояться в профессии, остается, как и прежде, одним: «Нужно всегда быть самим собой, работать сердцем и душой, чтобы фотографии отражали персональное видение»!