Текст и фото
Сергей ЩЕРБАКОВ
Поразительных фактов вокруг Эквадора и Галапагосов не перечесть. Для начала, Эквадор происходит от слова «экватор». Здесь самое высокое биоразнообразие, или число видов живой природы на единицу площади (9,2 вида на кв. км). А вот на Галапагосских островах, наоборот, этот показатель довольно низок, что и обусловило их славу естественной природной лаборатории, в которой Чарльз Дарвин нашел материал для своей великой теории.
Мое путешествие состоялось в конце февраля. Формат поездки предполагал съемку в экзотических местах. Предложенная мной схема — «Три дня на Эквадор и три дня на Галапагосы» — вызвала у туроператора сомнения. В итоге мы договорились, что два дня я проведу в столице — Кито (если полностью, то СанФранциско-де-Кито) и восемь дней на Галапагосах. В Кито планировались экскурсии по исторической части города и посещение музеев, а на Галапагосах — круиз по островам (днем один остров, ночью — переход до другого) на яхте «Одиссей» (305 тонн водоизмещения, 36,5 м длины по ватерлинии, ход 12 узлов, 16 пассажиров и 10 человек команды).
Кито
За два дня я обошел и объехал исторический центр Кито, район отелей и туристический центр города Ла-Мрискаль, парк Ла-Каролина, посетил этнографический музей Интиньян, который в отличие от более известного у туристов «Музея середины мира» Митад-дель-Мундо расположен на «физической» (по GPS) линии экватора.
Историческая часть города невелика. Здесь находятся просто грандиозные соборы (некоторые, такие как Basilica del Voto Nacional, — самые большие подобного стиля в Америке), Дворец правительства, старые дворики с патио, превращенные в магазинчики, кафе и рестораны, площади с монументами и скамейками — все это удобные места для съемки жанровых сцен из местной жизни. Здесь не обойтись без широкоугольника, полезен будет и монопод. В некоторых церквях (старой постройки с роскошным убранством) фотографировать категорически запрещено. Зато в новых можно спокойно снимать (штатив я не использовал, а вот мягкую опору — бинбэг — часто прилаживал то на скамейку, то на пол).
Местное население спокойно относится к фотографам. Стоит выучить фразу на испанском «Разрешите вас сфотографировать» (Puedo fotografiar-le/-la). Английский знают немногие. Человек с камерой может зайти в президентский дворец, сфотографировать гвардейцев, а то и самого президента, который часто выступает перед народом. Пройти «через» полицейского в президентский дворец не составит труда. Скажите: «Я из России и хочу сделать фотографию».
Телевик позволит снять порхающих от кормушки к кормушке колибри. Но лучше охотиться за ними в ботаническом саду Музея естествознания парка Ла-Каролина (один из главных экспонатов — местный мамонт, и не надо спорить о родине слонов). В этом парке любители цветов и ландшафтов найдут десятки, а то и сотни видов растений, декоративных рыб, пруды, ручьи, мосты и камни. На съемку ограничений нет.
Галапагосские острова
Это дюжина больших островов и несколько островов поменьше, а также сотня скал. Они вырастают из активных разломов земной коры под океанской толщей. Извергаются вулканами, превращаются в стабильную твердь, разрушаются и погружаются под континент. Молодые острова архипелага находятся западнее старых. Исабелла и Фернандина еще формируются, на последнем проявляется вулканическая деятельность. На СанКристобале, самом старом «умирающем» острове, находится столица архипелага — Бакерисо-Морено.
Круиз — лучший способ бегло осмотреть все Галапагосы. Но желающие могут остановиться в отелях. Перемещение по островам строго регламентировано. Ходить можно только по тропинкам вместе с группой под руководством гида. Дорожки часто ограждены не только метками с надписью «STOP», но и заборчиками. Остановиться, подождать выигрышное по свету время или поискать ракурс не получится.
Для съемки интересны: скалы, следы вулканической деятельности, животный и растительный мир на суше и в море. Камеру-амфибию нужно взять обязательно — возможностей для подводной съемки во время круиза предостаточно. Почти каждый выход на берег сопровождается двухчасовым купанием. На яхте выдают все необходимое снаряжение для снорклинга.
В прозрачной прибрежной воде порой приходится буквально протискиваться среди рыб разных размеров и расцветок, одиночных и в стайках. Солнца хватает, чтобы снимать без дополнительного света. Рыбки совершенно не боятся пловцов. Под водой можно снять сравнительно крупных акул, скатов и огромных черепах (они не особенно сопротивляются, если плыть рядом с ними, положив руку на их костяную спину). При некоторой сноровке удается поймать в кадр морских львов. А вот запечатлеть пингвина под водой (местные «экваториальные» — почти самые маленькие) удастся только при большом везении и наличии хорошей техники. Я под водой не снимал, но друзья по круизу делились впечатлениями.
Галапагосские острова отделяют от Кито два с половиной часа полета. Багаж и ручную кладь обработают инсектицидами, чтобы вы не завезли какой-нибудь новый для архипелага вид (до вас это сделали пираты, и теперь приходится бороться с козами, кошками, собаками, мышами и пр.). Самолет садится в аэропорту острова Балтра на полосу, начинающуюся прямо у воды.
Сразу же проверяется, есть ли у пассажиров карточки для входа в национальный парк Галапагос ($100) и транзитная карточка ($10), а у их багажа — что-то, что могло бы повредить хрупкому природному миру островов. Затем автобус, моторная лодка (panga), велкам-дринк и обед на яхте, знакомство с экипажем, тренировки в надевании спас-жилетов и, наконец, путь к первому острову — Санта-Крус.
Человек с камерой может зайти в президентский дворец, сфотографировать гвардейцев, а то и самого президента, который часто выступает перед народом. Пройти «через» полицейского в президентский дворец не составит труда. Скажите: «я из россии и хочу сделать фотографию»
Санта-Крус
Лагуны на пляжах Бачас — место съемки фламинго, цапель, куликов и игуан. На берегу — ямы и следы от «гусениц». Это черепахи отложили яйца. И коегде остатки того, что дало пляжам имя «бачас», — ржавые баржи времен Второй мировой.
После небольшой прогулки по лесу с лианами, орхидеями и вьюрками автобус отвезет вас до туристического центра (магазинчики, кафе, интернет-кафе, карточки пополнения счета мобильной связи). И дальше, до станции Чарльза Дарвина, исследовательского центра и места разведения черепах. Здесь можно издали увидеть последнего представителя вида черепах с острова Пинта, Одинокого Джорджа. Он прожил лет сто, примерно половину своей черепашьей жизни, и никак не хочет принимать участие в эксперименте по частичному восстановлению своего вида — дать потомство с черепахой близкого вида. Да, в честь таких, как Джордж, и названы Галапагосы. Форма панциря больших черепах похожа на седло, передняя часть которого на старом испанском зовется galopego. Интересно, что у каждого острова по нескольку имен. А одно из старых названий самого архипелага — Зачарованные острова.
Бартоломе
От Санта-Крус яхта идет до острова Бартоломе. Серый цвет лавы перемежается с полосами кофейного. Здесь растут редкие низкорослые кусты, трава и лавакактус (причем, «лава» — не от того, что растет на лаве, а от формы и слова «любовь»). На берегу можно встретить пингвинов, олушей с голубыми лапками или особей двух разных видов, но с похожей черной маской вокруг глаз — голуболицых (Masked booby) и насканских олушей (Nazca booby).
Исабелла
Следующий пункт маршрута, остров Исабелла, по форме напоминает морского конька. Первая остановка — на берегу, чтобы спугнуть стаю олушей и поснимать морских игуан, отлично маскирующихся на черных камнях. Мы впервые столкнулись с этим видом, и многие просто в упор не могли разглядеть его представителей. Волшебство, да и только!
Остановка у каменной стены, построенной заключенными в середине прошлого века, которых наказывали, неделями не привозя питьевую воду. Затем — подъем на смотровую площадку. Можно было увидеть, как в гору, куда и длинноногому человеку по лестнице идти нелегко, ползут небольшие черепахи, не то для поиска пары, не то откладывать яйца. Объекты съемки в горах — это вулканы, насекомые, цветущие кактусы и лава-ящерицы, а на берегу — игуаны, олуши, пеликаны, крабы, голуби.
Сан-Кристобаль
От Исабеллы через Санта-Крус яхта направилась к острову Сан-Кристобаль, медленно обошла маленький островок Спящий Лев и сияющие в лучах солнца кирпично-красные скалы. Здесь в восходящих потоках воздуха парят птицы. Для съемки нужен телевик, а для наблюдения — бинокль.
На Сан-Кристобале, рядом со столицей архипелага Бакерисо-Морено, находится обучающий и выставочный центр, в котором на макетах и схемах можно изучать гео/био/экологию и историю Зачарованных островов и океана. Поклонники Дарвина могут постоять рядом с его памятником и понаблюдать (на рисунках и живьем) разнообразных вьюрков, оказавших большую услугу эволюционной теории. На скамейках и ступеньках, ведущих к воде, отдыхают морские львы и пеликаны. Вместе они попрошайничают в порту и на рыбном рынке. Именно здесь я заметил больше всего фотографов с «тяжелой» техникой.
Эспаньола
От Сан-Кристобаля путь лежал до острова Эспаньола, к мысу Суарез. Это место, где можно увидеть и снять почти всех показательных представителей животного мира архипелага, кроме черепах. Причем у многих видов здесь и место гнездовий, и детский сад. Морские львята барахтаются и рычат вокруг мам, выпрашивая молоко. Олуши, голуби, альбатросы строят гнезда, исполняют брачные танцы, высиживают яйца и воспитывают птенцов. А игуаны краснеют от поедания чегото ядовитого для их здоровья, но полезного в тактике борьбы за партнера. Тут же бегают беспризорные детеныши и крабы. А на берегу раздается мерное «пуфф» взлетающих в небо струй воды, попадающей с разбега в тонкие расщелины скал.
Флореана
Последний полный день круиза — остров Флореана. Розовые фламинго в лагунах. Мыс Корморант с сияющим Зеленым пляжем из оливинового песка, ракушки и крабы, коряги и камни. Широкоугольник и макрообъектив здесь будут как нельзя кстати, а для снорклинга с разноцветными рыбами — камера-амфибия.
На Флореане путешественнику дают шанс испытать особое удовольствие и воспользоваться услугами пост-офиса в одноименной бухте. Галапагосы были пристанищем пиратов, затем китобоев, которые и открыли в XVIII веке это почтовое отделение. Принцип работы прост: опуская свое письмо в ящик, посмотри, куда адресованы другие письма. И если найдешь что-то близкое к твоему следующему порту — возьми и передай.
Северный Сеймур
В последний день, за два часа до отъезда в аэропорт, когда уже были сложены и отправлены на берег все вещи, панги доставили нас на остров Северный Сеймур. Тропинка шла среди камней и гнезд фрегатов, похожих на семейные общежития, среди морских игуан и пар очень красивых голубей. Большие птицы с длинными крючковатыми клювами и алыми мешками под головой парили в небе на фоне восходящего солнца. Быстрый телевик с хорошими показателями светорассеяния позволит сделать здесь неплохие кадры.
Итоги
Обилие сюжетов и спокойное отношение к человеку с камерой превращают Эквадор в рай для фотографа и путешественника. Но на Галапагосах, прекрасных самих по себе, фотографу будет немного неуютно — охраняемая природная зона накладывает определенные ограничения. Оказаться в нужном для съемки месте в нужное время практически невозможно. Поэтому, когда видишь рядом со своей яхтой корабль известного географического общества и понимаешь, что у них немного больше свободы в организации съемки, по-хорошему завидуешь.