Текст и фото
Иван ДЖИКАЕВ
Прочность цепи определяет самое слабое звено. Звенья «цепи» создания фотографии «блестящих» жанров хорошо известны. Во-первых, это кастинг или подбор модели, наиболее полно соответствующей задуманному образу. Следующим шагом идет стиль: выбор одежды, аксессуаров, поиск интерьера или какого-либо специфического места съемки. Третий этап — макияж, который имеет как чисто техническую, так и стилистическую составляющие. До съемки дело доходит только на четвертом этапе, и опять стиль может оказаться важнее технической реализации. Затем идет отбор отснятого материала, обработка фотографий и, завершающий этап, — печать.
Естественно, какой-нибудь крупный международный модный журнал опубликует не просто хорошую фотографию, а только фотографию максимально возможного качества. А испортить все можно на любом из семи перечисленных шагов. При этом в среде фотографов упорно живет миф о том, что любую (или почти любую) проблему можно решить «потом в “Фотошопе”». В реальной жизни это, конечно, совсем не так, но этап обработки изображения остается не менее важным, чем любой другой.
Фотографии обрабатывались и даже, как сейчас модно говорить, «подвергались манипуляциям» и в доцифровую эпоху. С приходом программы Photoshop доступность средств обработки возросла многократно, а глубина изменения реальности стала бесконечной. Но фотография продолжает оставаться фотографией, и современный зритель мгновенно замечает несоответствие между реальностью и графическим образом, особенно если в этом несоответствии нет легко читающейся художественной и/или содержательной необходимости.
Тем не менее есть законы жанра. Для чего, в принципе, существует фэшнфотография? Для создания идеального образа, «продающего» продукты или услуги путем стимулирования желания целевой аудитории отождествить себя с ним. Правила глянца, к которым зрители приучались поколениями, гласят: те, кто в обычной жизни выглядит неидеально, на фотографии должны иметь безупречный вид; выглядящие великолепно на снимке должны смотреться фантастически; а те, кто благодаря природным данным или стараниями мастеров мейкапа смотрится неправдоподобно совершенным, на картинке должны получаться просто убийственно!
Противоречие выглядит неразрешимым: все должно быть идеально, но ушей Photoshop’а не должно торчать нигде. Не уверен, что универсальный способ разрешения этого противоречия в принципе существует.
Ведущим специалистом в области коммерческой ретуши является Паскаль Данжан/ Pascal Dangin. Он владеет фирмой, оказывающей услуги по ретуши и постпродакшнобработке знаменитым фотографам и рекламным агентствам. Среди его постоянных заказчиков Патрик Демаршелье, Энни Лейбовиц, Стивен Майзел, журналы Vogue, Harper’s Bazaar и другие. Но даже маэстро такого уровня, оказывается, не застрахован от ситуаций, в которых ему предъявляют претензии в «перегибании палки». Например, пару лет назад в прессе широко освещался протест актрисы Кейт Уинслет по поводу ее чрезмерной худобы, автором которой оказался Данжан, на обложке британского GQ.
Не вдаваясь детально в процесс, кратко остановлюсь на стратегии обработки фотографий в программе Photoshop. В самом начале надо сформулировать для себя, что именно вы хотите получить в результате. Причем желательно не в форме «хочу сделать сногсшибательно!», а более предметно: если талия модели станет потоньше, то улучшит ли это фотографию, и если да, то как именно? Или сделать лицо посветлее? Или убрать с заднего плана нелепо тянущиеся непонятно откуда провода? И в самом конце не забудьте задать себе вопрос: а будет ли фотография оставаться фотографией после всего проделанного или начнет больше походить на кадр из аниме?
Применительно к фэшн-, бьютии близким жанрам стратегия строится примерно следующим образом. Во-первых, обработка разделяется на так называемую техническую ретушь и постобработку. Техническая ретушь — это удаление пятен от грязи и пыли на матрице фотоаппарата, пятен на фоне, неожиданно вылезших бирок на одежде, выбившихся прядей волос на крупноплановых картинках. Сюда же относится и основная процедура технической ретуши — ретушь кожи.
Удаление грязи и царапин придает картинке необходимый профессиональный уровень. Этот этап необходимо делать всегда, если только вы не хотите сознательно достичь эффекта старения фотографии. В зависимости от степени ретуши кожи впечатление, производимое моделью на снимке, может меняться от «выглядит натурально» до «выглядит, как пластмассовый робот». Это мощнейший инструмент для формирования идеального образа. При этом то, что «выглядит натурально», обычно имеет мало общего с оригиналом.
Постобработка — это манипуляционное изменение образа с целью максимального приближения к изначальной задумке. Здесь делаются корректировки фигуры модели и/ или подтяжка лица (для более крупных планов). Здесь меняются акценты, расставленные на каких-либо деталях изображения, с целью сделать их заметнее или наоборот. Здесь финальному изображению придается определенная цветовая тональность. Пластические изменения фигуры обычно направлены либо на исправление каких-то индивидуальных особенностей (короткая шея, узкие бедра), либо на изменение восприятия возраста — обычно, чем худее модель, тем моложе она кажется.
Залог успеха — чувство меры в каждом действии, совершаемом при обработке фотографии. Если стилист намотает на голову модели какой-нибудь невообразимый тюрбан, то для зрителя это будет не более чем просто фотография девушки в экстравагантном головном уборе. Если визажист покрасит лицо модели в зеленый цвет и приклеит ей на кожу обрывки конфетных фантиков, это будет называться «творческий макияж». Но если вы самую малость переусердствуете с вытягиванием ног, то вам сразу скажут: «Так не бывает, это нарисовано».
Конечно, есть ситуации, когда человек готов принять заведомо фантастический образ. Это случается, если у зрителя нет отправной точки, чтобы оценить масштаб манипуляций, или когда гипертрофированным изменениям подвергается та часть изображения, на которой делается акцент, и эти изменения становятся оправданными в смысловом и стилистическом отношениях.
В современной фэшн-фотографии существуют и альтернативные тенденции. Например, один из грандов жанра и наиболее значительных фэшн-фотографов немецкий мастер Питер Линдберг свои фотографии не ретуширует и прилагает усилия к тому, чтобы такой подход стал трендом. Получится ли это у него, покажет время.