Текст и фото
Дмитрий ЧЕБАНЕНКООднажды весной 2011 года мы с подругой решили отправиться в Исландию. Заранее купили билеты на самолет и договорились жить в экономичных кемпингах, поскольку это очень дорогая страна.
Наше летнее путешествие началось от дверей единственного на острове международного аэропорта Кефлавик/Keflavik на юго-западе страны, в 40 км от столицы. Первым делом мы забрали из проката забронированную малолитражку. И взяли курс на Рейкьявик, чтобы переночевать там и набраться сил перед автопробегом вокруг острова.
p>Рейкьявик — небольшой город, который можно осмотреть всего за один день. Стоит сходить на экскурсию в концертный зал и конференц-центр ХАРПА/HARPA, особенно если любите современную архитектуру. Вам покажут четыре просторных концертных зала и еще много интересного на 31 000 м2. Обязательно побывайте в домашнем кафе, что напротив лютеранской церкви Хатльгримскиркья/Hallgnimskirkja, и отведайте исландские национальные блюда. Там вам предложат тухлую акулу. «Не нюхайте — ешьте сразу!» — скажет официант, подавая блюдо. Может быть, оно покажется омерзительным, но попробовать стоит: как говорят владельцы заведения, кто-то тухлую акулу ненавидит, а кто-то ее обожает.
В Исландии проживает чуть больше 300 тыс. человек, причем две трети из них — в Рейкьявике. И то, что обычно называется городом, в этой стране — деревня с населением в пару сотен человек. Но как ни удивительно, в такой деревне есть и гостиница, и информационно-туристический центр, и заправка, и даже небольшой аэропорт для местных рейсов.
Городских достопримечательностей в Исландии немного, зато полно природных чудес: горные вершины, бескрайние равнины, а также реки, вулканы и ледники, соседствующие друг с другом на территории около 103 000 км2. Нам хотелось за две недели не спеша проехать по кругу, с юга на север и с севера на юг, примерно 1400 км и осмотреть все эти красоты.
Юг
Утром следующего дня мы уже были на опоясывающей остров федеральной трассе №1 — единственной асфальтированной в Исландии. Другие местные дороги — грунтовые, для полноприводных автомобилей. Трафик крайне мал, и можно ехать по пустому шоссе практически целый день.
Мы оказались наедине с природой, среди зеленых долин, где паслись непослушные овцы. То и дело выходя на дорогу, они перегораживали путь автомобилям. Скотоводство — самое распространенное занятие в Исландии после рыбалки. Пастухи отпускают овец и низкорослых пони на поля, где они все лето гуляют без присмотра. А в конце сезона животных собирают в специальные загоны и сортируют. Интересно, что у каждой особи на ухе есть своя бирка, на которой значится имя владельца.
В первые дни путешествия было сумрачно. Черные тучи нависали и обволакивали вершины невысоких гор, а туман стелился прямо у ног. Через каждые 500 м мы останавливались, чтобы снять новый пейзаж, совершенно не похожий на предыдущий.
Ближе к ночи прибыли в многолюдный кемпинг у подножия горы, где была и горячая вода, и чистые туалеты. Мы впервые приготовили там на одноразовом гриле потрясающе вкусную исландскую баранину.
Наутро проснулись очень рано и решили съездить в местный административный центр с непроизносимым названием, чтобы запастись картами и разузнать о достопримечательностях. Потом весь день гнали по трассе, делая лишь небольшие фотоостановки на 10—15 мин. По мере приближения к северной части Исландии, самой красивой и разнообразной, горы становились все выше, а под ногами появлялось все больше разных мхов и камней. Даже цвет неба менялся.
Север
По дороге нас пару раз накрывало дождем. И вот первая остановка — большой водопад Годафосс/Godafoss, не самый высокий в Исландии, но один из самых посещаемых. Его высота — около 12 м, ширина — около 30 м. Годафосс называют водопадом Бога: когда исландцы принимали христианство, они сбрасывали туда языческих идолов.
По пути то и дело встречались указатели достопримечательностей (на исландском языке). Но ориентироваться по ним было сложно. Однажды мы свернули с дороги, последовав одному из указателей. Минут через 20 грунтовка неожиданно закончилась грудой камней. Машина тряслась и уже грозила развалиться, как вдруг мы увидели прекрасную ледниковую лагуну. Огромный язык ледника сползал в нее с гор. Мы оказались в партере шикарного открытого театра, и под аккомпанемент звенящей тишины стали любоваться природой и фотографировать. Кругом лежали глыбы голубого льда и пружинистые толщи векового мха. Уходить совсем не хотелось...
Постепенно дорога превратилась в извилистый горный серпантин. Природная палитра изменилась. На стыке северной и северовосточной части острова мы попали в геотермальную долину. Увидев неописуемого цвета озера и поднимающиеся столбы пара, я достал слайдовую пленку. Те бирюзовые воды и ярко-оранжевые горы на фоне голубого неба остались не только на снимках, но и в памяти на всю жизнь.
Дальше по трассе на обочинах уже лежал снег: мы были высоко в горах. Неожиданно из тумана возник тоннель, прошивающий гору насквозь, а за ним показался скалистый берег и темные воды бескрайнего океана.
И снова юг
Наконец, к вечеру доехали до самой популярной и насыщенной достопримечательностями южной части Исландии. Снова лил дождь, а ночевать в палатке не хотелось. Решили поселиться в придорожной гостинице. Нашли ее очень быстро, но цены за номер показались для нас слишком высокими (100 евро с человека).
В гостинице посоветовали обратиться на соседнюю ферму, где сдаются комнаты. Ферма эта находится в очень живописном месте. Там нас встретил милейший, улыбчивый хозяин в комбинезоне и предложил снять маленькую комнатку с двухэтажной кроватью. Потом он достал из шкафа прибор для считывания кредиток, вставил туда нашу банковскую карту и провел платеж за проживание (напрасно мы беспокоились о наличных).
На следующий день отправились смотреть достопримечательности. Сначала нам встретился Селйяландсфосс/Seljalandsfoss — огромный 60-метровый водопад, около которого даже можно принять освежающий душ.
А потом главная достопримечательность Исландии — Екюльсаурлоун/JOkulsarlOn. Это самая большая ледниковая лагуна площадью около 18 км2. Она расположена на юго-востоке острова, в 1,5 км от Атлантического океана. Лагуна образовалась из-за движения ледника. А когда он начал таять, появилось большое озеро глубиной до 200 м. Из лагуны открывается потрясающий вид на ледяной купол — Ледяную шапку, высота которой около 900 м. Лед кажется голубым, но на самом деле прозрачный. По озеру можно прокатиться на лодке, а в местном пабе — выпить виски с кусочками ледникового льда. Он очень плотный и долго растворяется.
Следующая остановка случилась в долине, где каждые 7 мин из-под земли на высоту до 60 м вырывается столб воды с паром. Это термальный источник Гейсир/Geysir, или Великий Гейсир. Вслед за ним гейзерами назвали все остальные горячие источники мира. Порой Гейсир засыпает на длительное время. В периоды затишья на его месте остается неглубокое зеленое озеро.
В конце пути мы посетили Голубую лагуну. Там посреди лавового поля есть огромное теплое (около 40 °C) озеро, которое появилось из-за геотермальной электростанции. Его цвет все время меняется, от молочно-белого до бирюзового. Рядом с озером находится спа-комплекс, открытый круглый год. Лагуна расположена недалеко от международного аэропорта Кефлавик, и на ее территории можно отдохнуть и набраться сил, устав от перелета или длительной поездки по Исландии.
Последние несколько ночей мы провели в городе Гриндавик/Grindavik, в кемпинге (лучшем на нашем пути). «Марсианские» пейзажи уже примелькались. В фоторюкзаке была дюжина отснятых пленок и несколько забитых фотографиями карт памяти. А в голове — масса приятных воспоминаний об Исландии и ее жителях, которые улыбаются тебе, приглашают в свой дом, поят кофе из своих любимых чашек. Исландцы настолько дружелюбны, что пропускают на дороге, даже если имеют приоритет, а красный сигнал городских светофоров у них в виде сердечка.
Переступив порог аэропорта, я последний раз обернулся, взглянул на свинцовые тучи, нависшие над причудливыми лавовыми полями, и подумал: «Я вернусь, я влюблен.»